Знаете, как построить студию звукозаписи своими руками? Очень просто (это неправда)! Рассказ о том, как мы с другом Саньком, построили студию. Смогли мы — сможете и вы (это снова неправда, но обещаю, на этом шутки кончаются)! В этой статье — основные проблемы и решения, с которыми мы столкнулись.
Сразу оговорюсь, что получилась скорее любительская студия. Что-то среднее между домашней студией и профессиональной. Делалась с любовью под себя, чтобы можно было там заниматься музыкой, играть и записывать демо.
Мы были сильно ограничены в квадратных метрах, поэтому нужно было все хорошо продумать. Несмотря на маленькую площадь, мы решили разделить тон-зал (зал, в котором играют музыканты) и комнату с оборудованием. Санек шикарно чертит в "Автокаде", он нарисовал план:
Нам досталось помещение без стен и со скошенной крышей. Для уменьшения эффекта "стоячих волн" решили делать комнаты максимально неровными геометрически,чтобы было меньше прямых углов. Именно поэтому на чертеже такие странные стены.
Нам повезло: руководитель одного из одинцовских бизнес-центров выделил нам нежилое помещение, которое раньше использовалось как склад. Ему так импонировала наша затея, что он даже выделил нам таджиков специалистов, которые построили стены комнаты под оборудование. Построили они их из гипсокартона, и это не очень хорошее (ужасное) решение, если вы хотите полностью изолироватся от тон-зала. Но у нас такой задачи не было.
Начали мы с того, что закупили ковролин и обои. Первые несколько дней клеили обои. Важный момент! Максимально неровная комната для звука — это хорошо. А вот для поклейки обоев — просто беда. Пришлось вырезать кучу треугольных и прочих странных кусков, не говоря уже о совмещении рисунка. Но это мелочи.
Так как это была наша четвертая по счету студия, у нас был накопленный материал и опыт. В первой нашей студии (гараже) были классические коробки из-под яиц, наклеенные на стены. Это вообще не работает (мы были идиотами). Смысл этих коробок только в том, чтобы потом ещё несколько лет отдирать их от своего гаража и ностальгировать... В третьей студии мы уже заморочились и купили специальный акустический поролон. В интернете есть много предложений, но имейте в виду: обычно он достаточно дорогой. В четвертой нашей студии, о которой я сейчас пишу, мы сделали стены-"сэндвичи". Сначала мы купили много досок (деревянные бруски размером примерно 20х50х2000 мм). Сделали из них каркас (кор-ка-сэээ) по всему периметру студии, в том числе на потолке. Похоже на деревянную сетку, привинченную к стенам и потолку. Смысл этого каркаса в том, чтобы внутрь запихнуть что угодно для поглощения звука, а сверху накрыть акустическим поролоном и прибить строительным степлером к этому каркасу. По монтажу — очень удобно. Сначала с помощью строительной сетки прищелкивали куски минеральной ваты, а сверху натягивали на каркас поролон. Наглядно это выглядит вот так:
Мы купили ковролин. По плану собирались его постелить не только на пол, но и на потолок. Для лучшего поглощения звука.
Приделать ковролин на потолок — задача не из легких. Это в прямом смысле тяжело — пытаться прибить кусок в 15 М2 на потолок. Мы использовали подпорки из досок, чтобы хоть как-то контролировать процесс. Пытались прикрепить его на винтах, но это было очень сложно. Самый простой способ оказался самым эффективным: потолок у нас был сделан из гипсокартона, поэтому мы прикладывали ковролин к потолку и везде, где только можно было, прищелкивали его строительным степлером. Вогнали в потолок, наверное тысячу скобок и ковролин отлично пристегнулся к нему. На момент написания этой статьи он уже как минимум третий год висит и нигде не отходит. Так что проверено — способ рабочий. Если у вас потолок сделан из бетона, как у всех нормальных людей то, думаю, лучшим способом будет сначала прикрутить к потолку что-то типа гипсокартона (или деревянных планок), а уже к ним прищелкивать степлером ковролин.
После того, как мы поклеили обои, прибили на пол и потолок ковролин, осталось самое приятное: прикручивать коробы для проводов по периметру студии, вешать люстру, светильники и светодиодную ленту, расставлять оборудование. Подробное описание наполнения студии - отдельная тема. У нас есть пара ноу-хау, о которых стоит отдельно написать, но это я сделаю в других материалах.
Чтобы не было видно швов, всю студию мы дополнительно оббили выкрашенными в синий цвет деревянными палками. На фото видно "до" и "после" окантовки.
Это Шурик купил люстру:
Студия сильно преобразилась, когда мы установили синюю (в цвет окантовки) светодиодную ленту.
Студию построили примерно за месяц-два. Это было бы невозможно без наших друзей, Лехи, Димы, Юры, Паши, Руслана — много кто ещё нам помогал. Также повезло с помещением. Но в целом, это было не очень сложно. Ещё раз хотел бы написать о ключевых моментах, которые мы поняли за время постройки: