Studio

Как построить студию звукозаписи

Как построить студию звукозаписи

Знаете, как построить студию звукозаписи своими руками? Очень просто (это неправда)! Рассказ о том, как мы с другом Саньком, построили студию. Смогли мы — сможете и вы (это снова неправда, но обещаю, на этом шутки кончаются)! В этой статье — основные проблемы и решения, с которыми мы столкнулись.

Что получилось

Сразу оговорюсь, что получилась скорее любительская студия. Что-то среднее между домашней студией и профессиональной. Делалась с любовью под себя, чтобы можно было там заниматься музыкой, играть и записывать демо.

Проект

Мы были сильно ограничены в квадратных метрах, поэтому нужно было все хорошо продумать. Несмотря на маленькую площадь, мы решили разделить тон-зал (зал, в котором играют музыканты) и комнату с оборудованием. Санек шикарно чертит в "Автокаде", он нарисовал план:

Нам досталось помещение без стен и со скошенной крышей. Для уменьшения эффекта "стоячих волн" решили делать комнаты максимально неровными геометрически,чтобы было меньше прямых углов. Именно поэтому на чертеже такие странные стены.

Важные моменты

  • Стремитесь к тому, чтобы в помещении было меньше прямых углов. Это действительно работает. Комната будет меньше резонировать на низких частотах.
  • Подумайте два раза, прежде чем стелить на пол ковролин (как сделали мы). Зимой воздух сухой, и возникают адские статические заряды. Однажды из-за мощного разряда статики даже вышел из строя прибор (Thats what she said).
  • Подумайте о вентиляции и кондиционировании. Сейчас, спустя два года, в студии образовался запах "дедушкиного сарая". Стало очевидно, что трубу для вытяжки надо было делать в два раза больше.
  • Заложите вдоль стен коммуникации — коробы, по которым пойдут провода. Это нужно для того, чтобы провода не валялись на полу и всегда можно было открыть короб, выдернуть провод или подключить другой. Если это не организовать как следует, запутанные провода станут большой проблемой. Каждое изменение конфигурации, подключение нового микрофона, замена провода будет сложной задачей.
  • Учтите, что когда вы закончите (как вам кажется), ещё много раз захочется поменять что-либо и переподключить. Это буквально бесконечный процесс. Поэтому ни в коем случае нельзя делать какие-то фиксированные решения. Что-то замуровывать, приклеивать, прибивать и т.д. В первую очередь — провода. К любому проводу должен быть простой доступ: открыл короб, вытянул провод, положил новый. Если он идет по комнате за шкафом, вокруг ножки, и вам кажется: "ну, этот-то провод точно никогда отключать не придется", поверьте, — это большая ошибка!

Строительство

Помещение

Нам повезло: руководитель одного из одинцовских бизнес-центров выделил нам нежилое помещение, которое раньше использовалось как склад. Ему так импонировала наша затея, что он даже выделил нам таджиков специалистов, которые построили стены комнаты под оборудование. Построили они их из гипсокартона, и это не очень хорошее (ужасное) решение, если вы хотите полностью изолироватся от тон-зала. Но у нас такой задачи не было.

Начали мы с того, что закупили ковролин и обои. Первые несколько дней клеили обои. Важный момент! Максимально неровная комната для звука — это хорошо. А вот для поклейки обоев — просто беда. Пришлось вырезать кучу треугольных и прочих странных кусков, не говоря уже о совмещении рисунка. Но это мелочи.

Стены-сэндвичи

Так как это была наша четвертая по счету студия, у нас был накопленный материал и опыт. В первой нашей студии (гараже) были классические коробки из-под яиц, наклеенные на стены. Это вообще не работает (мы были идиотами). Смысл этих коробок только в том, чтобы потом ещё несколько лет отдирать их от своего гаража и ностальгировать... В третьей студии мы уже заморочились и купили специальный акустический поролон. В интернете есть много предложений, но имейте в виду: обычно он достаточно дорогой. В четвертой нашей студии, о которой я сейчас пишу, мы сделали стены-"сэндвичи". Сначала мы купили много досок (деревянные бруски размером примерно 20х50х2000 мм). Сделали из них каркас (кор-ка-сэээ) по всему периметру студии, в том числе на потолке. Похоже на деревянную сетку, привинченную к стенам и потолку. Смысл этого каркаса в том, чтобы внутрь запихнуть что угодно для поглощения звука, а сверху накрыть акустическим поролоном и прибить строительным степлером к этому каркасу. По монтажу — очень удобно. Сначала с помощью строительной сетки прищелкивали куски минеральной ваты, а сверху натягивали на каркас поролон. Наглядно это выглядит вот так:

Пол и потолок

Мы купили ковролин. По плану собирались его постелить не только на пол, но и на потолок. Для лучшего поглощения звука.

Приделать ковролин на потолок — задача не из легких. Это в прямом смысле тяжело — пытаться прибить кусок в 15 М2 на потолок. Мы использовали подпорки из досок, чтобы хоть как-то контролировать процесс. Пытались прикрепить его на винтах, но это было очень сложно. Самый простой способ оказался самым эффективным: потолок у нас был сделан из гипсокартона, поэтому мы прикладывали ковролин к потолку и везде, где только можно было, прищелкивали его строительным степлером. Вогнали в потолок, наверное тысячу скобок и ковролин отлично пристегнулся к нему. На момент написания этой статьи он уже как минимум третий год висит и нигде не отходит. Так что проверено — способ рабочий. Если у вас потолок сделан из бетона, как у всех нормальных людей то, думаю, лучшим способом будет сначала прикрутить к потолку что-то типа гипсокартона (или деревянных планок), а уже к ним прищелкивать степлером ковролин.

Коммуникации

После того, как мы поклеили обои, прибили на пол и потолок ковролин, осталось самое приятное: прикручивать коробы для проводов по периметру студии, вешать люстру, светильники и светодиодную ленту, расставлять оборудование. Подробное описание наполнения студии - отдельная тема. У нас есть пара ноу-хау, о которых стоит отдельно написать, но это я сделаю в других материалах.

Чтобы не было видно швов, всю студию мы дополнительно оббили выкрашенными в синий цвет деревянными палками. На фото видно "до" и "после" окантовки.

Это Шурик купил люстру:

Студия сильно преобразилась, когда мы установили синюю (в цвет окантовки) светодиодную ленту.

 Итоги

Студию построили примерно за месяц-два. Это было бы невозможно без наших друзей, Лехи, Димы, Юры, Паши, Руслана — много кто ещё нам помогал. Также повезло с помещением. Но в целом, это было не очень сложно. Ещё раз хотел бы написать о ключевых моментах, которые мы поняли за время постройки:

  • Если у вас уже есть домашняя студия, хороший вариант развития - снять какое-то помещение и обустроить его под себя. Там и охрана и коммуникации и соседи не напрягаются.
  • Ковролин, постеленный на пол, зимой очень сильно электризуется. Есть риск повредить оборудование. Постоянно поддерживать высокую влажность в складском помещении очень сложно зимой.
  • При постройке заранее нужно продумать коробы, по которым удобно будет прокидывать провода, и трубы, по которым в студию будет поступать свежий воздух.